Фарфоровые Фигурки

Фарфоровое производство при Николае II – смена направления

Старинный фарфор с монументальностью своей архитектуры, белоснежной поверхностью, красочностью живописи и пластичностью скульптуры, который ранее был доступен лишь узкому кругу высокопоставленных лиц, стал первым и самым ярким образным «вещателем» идей революции. В то же время он стал благородным материалом, служившим для воплощения такого нового течения в искусстве, как супрематизм.

За годы правления Николая II, последнего российского императора, главный фарфоровый завод России благодаря техническим новшествам предыдущей эпохи, достиг самого высокого развития, как в технологическом, так и в техническом плане. Настоящей гордостью завода стало богатство художественной технологии, в годы войны послужившее развитию целых отраслей электротехнического и химического фарфора.

В то время Императорский завод находился под патронатом императрицы Александры Федоровны. По ее заказу было создано два удивительных сервиза: Александрийский и Царскосельский. Николай II также отсылал на завод свои заказы. Одним из них стала серия «военных тарелок» с изображениями солдат и офицеров, одетых в мундиры времен Александра III. Кроме того, император заказал фарфоровые фигурки, вошедшие в серию «Народы России», созданные по моделям Каменского.

Данная серия стала продолжением начинаний Екатерины II и служила для прославления идеи утверждения русской государственности. Отличительной чертой фигур стала их этнографическая достоверность. В середине 1900-годов завод начал устанавливать связи с художниками, входившими в объединение «Мир искусства». Среди них оказались известные мастера, способствовавшие утверждению неоклассики.

С началом череды русских революций двадцатого века, жизнь в России разделилась на два совершенно разных исторических периода. Если в предыдущие полтора столетия Императорский завод был направлен на развитие национальных и европейских королевских мануфактур, то начало революции 1917 года полностью изменило ситуацию.

Помимо изготовления художественного фарфора, на заводе активно выпускали технический и химический фарфор. Здесь впервые удалось получить оптическое стекло. В связи с этими изменениями, в 1925 году заводу было присвоено имя известного русского ученого Ломоносова. В тридцатые годы на Ленинградском фарфоровом заводе впервые появилась художественная лаборатория, ставшая первой в стране. Советский фарфор получил новый стиль, ставший созвучным «социалистическому быту».

0 комментариев
Комментировать