Фарфоровые Фигурки

Характерные особенности фарфоровых изделий Юсуповской фабрики

За первые годы существования в мастерских Юсупова художники создали большое количество фарфоровых изделий с изображением миниатюрных картин из коллекции самого князя. Кроме того, мастера повторяли и создавали разные интерпретации живописного декора изделий из фарфора, выпускавшегося на европейских заводах: на частных фабриках Севра и Парижа, а также на Венской фарфоровой мануфактуре. При этом самыми любимыми мотивами росписей фарфора на Юсуповском заводе выступали цветочные и травяные мотивы в разных сочетаниях: в виде гирлянд, венков и букетов.

Разнообразными были и растительно-орнаментальные цветочные композиции, представленные на юсуповском фарфоре в виде мелких розовых букетов и бутонов, нарисованных вразброс, букетов из садовых и полевых цветов, заключенных в овал, тондо или свободно размещенных в центре белого тулова сахарницы, чайника или чашки. Чайно-кофейная посуда с желтым крытьем украшалась бордюрами из цветочных и фруктовых композиций. Фарфоровые изделия, отличавшиеся бледно-желтым крытьем, содержали восхитительные пейзажи, написанные обычно двумя основными цветами и заключавшимися в овал.

В это время юсуповский фарфор, в особенности чашки и тарелки, украшались широким бордюром и венком, состоявшим из плотно сплетенных листьев, на фоне которых изображались анютины глазки, лиловая или темно-голубая ромашка с желтой серединкой, розовая роза, красно-оранжевые цветы или белые маргаритки. Многие предметы с подобной росписью сохранились в коллекции музеев в Павловске и Архангельском.

На тарелках живописная миниатюра нередко помещалась в овал, отведенный серебром или золотом на зеркале с желтым крытьем. Такой прием оформления был позаимствован мастерами Юсуповской фабрики у венских производителей фарфоровых изделий. В Архангельском он использовался вплоть до 1822 года. Борт при этом украшала достаточно узкая гирлянда из лавровых листьев с мелкими цветочными букетами или полихромным широким венком из трав, листьев или полевых цветов.

Характерным для того времени было декорирование борта фарфоровых тарелок цветной или золотой ромбической сеткой. Практически с самого начала существования фарфорового завода Юсупова большое значение здесь приобрела отделка посуды золотом. Эстетические принципы, сформулированные владельцем производства, явно просматривались в 20-х годах и соблюдались на протяжении десяти лет, вплоть до 30-х годов XIX столетия.

0 комментариев
Комментировать