Фарфоровые Фигурки

Непревзойденный и таинственный «Олимпийский» сервиз

Фарфоровые изделия Севрской мануфактуры всегда отличались не только непревзойденным качеством, но и идеально выполненным дизайном. Стиль и образы, созданные ее художниками на протяжении второй половины восемнадцатого – первой половины девятнадцатого столетия диктовали моду в украшении европейского фарфора. Все парадные сервизы и фарфоровые фигурки, создававшиеся на этой мануфактуре, превращались в пример для заимствований и подражаний. Однако далеко не все произведения имели столько любопытную и историю и романтический сюжет, как «Олимпийский» сервиз – один из самых изысканных наборов посуды за многие столетия существования фарфора.

Сервиз был изготовлен в начале девятнадцатого столетия – во время разгара наполеоновских войн. Именно эта тематика в некоторой степени была взята за основу декораций всех его предметов. Наполеон Бонапарт, создав Французскую империю, активно стал укреплять свою власть при помощи так называемых «дипломатических» браков. Для своих сестер и братьев он подбирал наиболее удачные партии. Некоторое время он занимался поисками супруги для своего младшего брата Жерома. Его женой должна была стать немецкая принцесса, сватовство которой прошло безукоризненно.

В 1807 году во Франции было отпраздновано их бракосочетание, а в числе свадебных подарков, по традиции выставлявшихся после окончания празднования, своей красотой и восхитительным оформлением выделялся десертный сервиз, декорированный изображениями античных героев. Именно из-за такого рисунка он был назван «Олимпийским» сервизом. Естественно, его дизайн и смысловая нагрузка были напрямую связаны с событием, к которому он был приурочен.

Выполнением сервиза по заказу императора занимались лучшие мастера Севрской мануфактуры. В то время заводом руководил талантливый ученый Александр Броньяр, создавший окончательный рецепт «настоящего» твердого фарфора. Разработкой проекта императорского сервиза занимался сын Броньяра Теодор. Он оказался великолепным дизайнером, отлично ориентировавшимся в мифологии, поэтому ему удалось выбрать сюжеты, наиболее подходившие к свадебной тематике. Он не только создал изобразительную схему для сервиза, но и скульптурный декор, а также формы и состав корпусных предметов.

«Олимпийский» сервиз считался десертным, так как по сложившимся в восемнадцатом веке традициям, только этот вид фарфоровых комплектов мог украшаться роскошными декоративными деталями. В сервизе насчитывалось 166 предметов. Среди них было и настольное украшение в виде уникальной скульптурной композиции, изображавшей Церера и Бахуса в запряженной быками колеснице. Основой сервиза послужили компотьеры, чаши для сладостей и фруктов, четыре восхитительные мороженицы, рюмочные и бутылочные передачи, корзины для жасмина, сахарницы, вазы-геридоны и шестьдесят девять изящных тарелок. Все группы предметов из «Олимпийского» сервиза по-своему интересны. Значительная часть предметов из сервиза сохранилась до наших дней в Оружейной палате Кремля и Музее керамики в усадьбе «Кусково».

0 комментариев
Комментировать