Фарфоровые Фигурки

Цветочные мотивы в фарфоре XVIII – XIX столетий

В живописи по фарфору одними из наиболее популярных декоративных мотивов по праву считаются цветочные композиции. Для художников-керамистов цветы – это неисчерпаемый и незаменимый источник вдохновения. Фарфоровые изделия с цветочными рисунками чрезвычайно разнообразны и оригинальны. Существуют экземпляры с точным воспроизведением наиболее мелких натуралистичных деталей, вплоть до тычинок или корешков растений, а в некоторых предметах изображены стилизованные цветы и растительные композиции.

К так называемому «научному» или оригинальному фарфору относится широкий ряд изделий, выполненных в разное время в разных странах, однако их с легкостью можно объединить одним общим термином – «ботаника».
Фарфор получивший свое распространение в восемнадцатом веке, был отличной основой для восхитительных изображений, предназначавшихся для искреннего любования и рассматривания.

В это же время начало появляться большое количество научных книг с гравированными изображениями цветов и растений, давших толчок развитию в фарфоровом декоре ботанической темы. Гравюра оказалась наиболее доступным видом искусства, быстро откликавшимся на новые веяния и современные события, поэтому она служила главным источником вдохновения для декораторов и скульпторов, работавших с фарфором. Коллекции гравюр фарфоровых мануфактур стремительно пополнялись гравированными рисунками с изображением растений и цветов.

Ранние фарфоровые изделия чаще всего содержали изображения цветов, тщательно копировавшихся с ботанических атласов, однако художники всегда самостоятельно выбирали необходимые им цветы и соединяли их в восхитительных композициях. Они пытались отыскать собственный живописный язык, не перекликавшийся с восточными темами и образцами в росписи фарфора. В живописи «ботанический» стиль был сугубо европейским, ведь в качестве сюжета чаще всего выбирались садовые цветы, характерные для этой местности.

Впервые в фарфовых изделиях такая живопись появилась на Майсенском заводе, а пиком ее популярности стала середина 1740-х годов. Со временем растительные орнаменты стали появляться и в изделиях других европейских заводов и российских мануфактур. Узоры предметов из фарфора в это время представляли собой отчетливые изображения садовых европейских цветов как будто со «срезанными» крепкими стебельками. Старинные изображения таких мотивов на фарфоре отличались добросовестным копированием образов, порой отличавшихся слишком серьезным видом. Такой стиль в художественном языке получил название «сухой» цветочной живописи.

Лишь в пятидесятых годах восемнадцатого века манера цветочной живописи стала постепенно приобретать необходимую естественность, а налет «ботаничности» практически полностью исчез. Девятнадцатый век ознаменовался наличием в фарфоровых изделиях живописной разнообразности.

0 комментариев
Комментировать