Фарфоровые Фигурки

Монограмма и вензель на старинных фарфоровых изделиях

Галантные представители восемнадцатого столетия особо тяготели к аллегориям и слову, страстно любили разнообразные игры и истории о тайнах и мистике. Такие особенности эпохи наложили свой отпечаток на внешний вид всех декоративных предметов, в том числе и на изделия из фарфора.

В числе важнейших элементов росписи, использовавшейся для украшения фарфоровых изделий, находилась монограмма, а именно, вензель – ее изысканная форма. В «вензоловом» варианте монограммы использовались начальные буквы фамилии и имени заказчика или владельца. При этом художественно видоизмененные буквы писались прописью, а порой сплетались подобно виньетке или орнаменту. При изготовлении изделий из фарфора разработке вензеля придавалось особое значение, ведь он не только служил «шрифтом», за которым скрывалось некое лицо, но и был его «олицетворением».

Во время правления Екатерины II среди ее фрейлин была распространена традиция вместо небольшого портрета с изображением государыни носить оригинальные ювелирные украшения в виде екатерининского вензеля. В 1770-х годах этот обычай стал особенно распространенным. Именно к этому времени относится также большое количество фарфоровых изделий, украшавшихся императорским вензелем. До нашего времени сохранились уникальные фарфоровые фигурки и прекрасные русские чайные пары с ее личным «шифром», эффектно включенным в орнаментальную композицию декора.

Не менее прекрасным является «Сервиз с каменьями», созданный во Франции в период с 1776 по 1779 год. Композиционным центром и своеобразной кульминацией его росписи также стал вензель российской императрицы. Примечательно, что тогда на фарфоровом Императорском заводе появилась традиция клеймления изделий маркой ЕII. Монограмма русских царствовавших государей была обязательным атрибутом изделий из фарфора до начала революции 1917 года.

В отдельных фарфоровых предметах, созданных в первой трети восемнадцатого столетия в качестве дипломатических даров, или подарков для членов царской фамилии даже дно было принято декорировать и отделывать с особой тщательностью. Порой, кольцевые ножки золотились изнутри, а вензель правившего императора писался особенно крупно, выразительно, а иногда расписывался золотом и обрамлялся лавровым венком.

Многие мастера этой эпохи занимались поисками уникальной «формулы» вензеля, которая отличалась бы оригинальными декоративными достоинствами и орнаментальностью, но в то же время была узнаваемой и характерной для заказчика. При этом в императорских вензелях, отображенных в фарфоре, обязательно должна была просматриваться связь с основными чертами вензелей предыдущих русских правителей. Каждое фарфоровое изделие с вензелем было по-своему великолепным и отличалось непрвзойденной роспью. Благодаря вензелевым «пометкам» современным коллекционерам удается без труда определить время создания ряда фарфоровых предметов.

0 комментариев
Комментировать