Фарфоровые Фигурки

Фарфоровые изделия Дулевского завода

В 1832 году на территории Дулево купец Терентий Кузнецов открыл фарфоровый завод, менее чем за два десятилетия ставший известнейшей фарфоровой мануфактурой России. Здесь изготавливалась восхитительная посуда, а также фарфоровые фигурки, украшавшие дома многих жителей страны.

Изделия Дулевского завода отличались благородной простотой – оригинальная позолота и насыщенный блеск глазури идеально сочетался с ослепительной белизной материала. Спустя некоторое время после начала работы завода, Кузнецов понял, что для успешной продажи продукции необходима была иная, более броская и яркая роспись. Именно поэтому Дулевская фабрика сделала акцент на народном творчестве, национальных традициях и самобытности, на основе которых и появился неподражаемый дулевский стиль под названием «агашки».

В революционный период Дулевский завод прославился своими яркими расписными чайниками и чашками, пользовавшимися особой популярностью среди мещанства и купечества. В народе эти изделия стали известными как «трактирная посуда». Они стали символом русского чаепития и входили в сервировку чайных и трактиров. В большинстве случаев на таких чашках появлялись розы и букеты, выполненные полнокровными широкими мазками с так называемой «оттяжкой». Чашки быстро и ловко расписывались женщинами-мастерицами, называвшимися Агафьями. Именно поэтому данная манера письма и стала известной как «агашки». Такие чайники, подносы, сервизы, декорированные крупными цветами, стали массовой продукцией Дулевского завода.

В 1920-х годах особую роль в обновлении декоративных элементов продукции завода играл известный художник А. Колосов. Его изделия на многих всероссийских выставках пользовались огромным успехом. В это время Дулевский завод стал заниматься выпуском агитационного фарфора. Здесь было создано более полторы тысячи предметов, ставших подарками для участников третьего Конгресса Комитета. В середине двадцатых годов завод выпускал чайную и столовую посуду, посуду для деревни и города, а также азиатский товар для Средней Азии и Персии.

К тридцатым годам ассортимент фарфоровых изделий Дулевского завода сократился в связи с проведением стандартизации продукции. Основными темами для росписи были приняты мотивы индустриализации, обороны, электрификации, коллективизации, а также пионерского движения. В 1932-м году главным художником завода был назначен Петр Леонов. Вся его деятельность была направлена на создание нового национального фарфора, способного прославить Дулево. Именно поэтому он начал все чаще обращаться к национальным традициям и налаживать выпуск оригинальных леоновских сервизов, отличавшихся буйством красок, своеобразными декоративными мотивами и крупными масштабами.

В послевоенный период Дулевский завод занимался производством бытового фарфора. Лишь в пятидесятых годах художники завода постепенно стали возвращаться к манере росписи, намеченной в предвоенные годы. Все остальное время своего существования Дулевский завод выпускал удивительные фарфоровые предметы, расписывавшиеся русскими мотивами, народными и фольклорными орнаментами с яркой контрастной палитрой и преобладанием характерного синего, оранжево-красного и зеленого цвета.

0 комментариев
Комментировать