Фарфоровые Фигурки

Первые шаги в развитии фарфорового производства в России

Еще триста лет назад жители Европы не представляли, из чего создавался фарфор – китайцы долгое время тщательно оберегали тайну его производства. Фарфору нередко приписывали магические свойства: считалось, что он способен менять цвет, если пища, посуду из этого материала положена отравленная еда. Дороговизна и редкость фарфора привели к тому, что этот материал стал цениться выше золота. Фарфоровые фигурки, посуду и разные изделия приносили в дар коронованным особам.

В начале восемнадцатого столетия немецкий химик И. Беттгер совместно с математиком и физиком Чирнгаузом после проведения множественных экспериментов создали европейский фарфор, открыв секрет производства фарфоровой массы. Их работа проводилась в строго охраняемом и недоступном замке в Мейсене – именно там в 1710 году появилась первая Порцелиновая мануфактура Европы.

Безусловно, такое событие не могло оказаться без внимания царя-реформатора Петра Первого. Сам правитель очень часто выписывал из-за границы фаянсовую и фарфоровую посуду не только для украшения интерьера, но и для обихода. Не меньшую любовь к фарфору питала Екатерина I, а царской фамилии подражали все европейски ориентированные представители русской знати.

Неоднократно посещая европейские страны, Петр проявлял особый интерес к производству фарфора и хотел наладить его изготовление в России, однако этой цели ему достичь так и не удалось. Мечты Петра о собственной фарфоровой мануфактуре смогла осуществить Елизавета Петровна. Для императрицы основание производства «белого золота» было важным вопросом, ведь в середине восемнадцатого столетия экономика России находилась на стадии активного развития, а военные успехи государства способствовали повышению его авторитета на международном уровне. Тогда на территории Росси начала возникать необходимость в появление форм искусства, способных создать импозантные образы, прославляющие и утверждающие государственное правление.

Уже в начале восемнадцатого века фарфор обязательно должен был присутствовать в каждом царском дворце, претендовавшем получить известность. На рынке Европы фарфор рассматривался как дорогой товар, приносивший высокую прибыль, и редчайший предмет роскоши. Многие правители стремились организовать в своих государствах фарфоровые производства.

Кроме того, создание фарфоровой мануфактуры в те времена рассматривалось как государственно важное культурное дело и открытие новой сферы русского искусства, обладавшего большими перспективами. Решающую роль в развитии фарфорового производства на территории России сыграли крупнейшие культурные деятели Виноградов, Шувалов и Ломоносов. Фарфор оказался материалом, способным воспроизводить сложнейшие композиции, тонкие детали, узорные изогнутые линии.

Первые фарфоровые фигурки, посуду и предметы обихода принято называть виноградовскими, ведь именно Виноградов сумел разгадать секрет этого материала и организовать производство во всех мельчайших деталях. Восемнадцатое столетие стало важной эпохой в истории русской керамики – в это время были заложены главные традиции, которые в дальнейшем повлияли на искусство русского фарфора.

0 комментариев
Комментировать