Фарфоровые Фигурки

Российские производители фарфоровых изделий XIX столетия

Широкая потребность в изделиях из фарфора, возникшая в начале девятнадцатого столетия, а также изданный в 1806 году указ, запрещавший ввозить в Россию заграничные изделия, послужили главными стимулами для развития на территории государства фарфоровой промышленности. В это время возник целый ряд фарфоровых заводов.

В Дулеве в 1832-м году начал работу завод Кузнецовых, к концу девятнадцатого столетия монополизировавший все фарфоровое производство в стране. Также были открыты другие мелкие и крупные предприятия. Частные заводы занимались обеспечением широких слоев населения изделиями из фарфора. Хотя они не обладали такими технологическим возможностями и специалистами, какие были в распоряжение ИФЗ, их ассортимент был достаточно разнообразным. Из фарфора частные предприниматели создавали великолепные заварные чайники, подарочные чашки, блюда, всевозможные флаконы, фарфоровые фигурки, подсвечники, сервизы и другие предметы обихода.

Существование конкуренции заставляло производителей строго следить за модными веяниями и моментально реагировать на изменение спроса покупателей. Во второй половине девятнадцатого столетия мелкие фарфоровые мануфактуры начали постепенно разоряться, что привело к монополизации фарфоровой промышленности. Большим спросом в это время пользовался художественный фарфор, количество производства которого существенно увеличилось.

В конце девятнадцатого и начале прошлого столетия фарфор для широкого потребителя в России изготавливался на санкт-петербургском заводе братьев Корниловых, а также на заводах Кузнецовых, работавших в Новгороде, Риге, Дулеве и других городах. Существенная часть продукции Кузнецовских заводов – это «восточный товар», ранее выпускавшийся гжельскими и гарднеровскими заводами. Кузнецову удалось не только увеличить ассортимент продукции, но и расширить рынки сбыта фарфора.

На восточный рынок отправлялись и обычные для России изделия – чашки с декором, чайники, сделанные по восточным мотивам, а также уникальные предметы восточного происхождения: блюда для плова, пиалы, кальяны. Все рисунки, украшавшие фарфоровые изделия того времени создавались с учетом вкуса отдельных кругов потребителей. Кроме того, многие производители принимали во внимание эмоциональное воздействие колористического решения росписей на человека. Так как спрос на фарфоровые предметы в России постоянно увеличивался, многие заводы применяли одноцветную печать и последующую ручную доделку.

0 комментариев
Комментировать