Фарфоровые Фигурки

Русский ампир в фарфоровом производстве

В период правления Александра I Императорский фарфоровый завод перешел под управление доверенного лица императора графа Гурьева. Он сразу же затеял полную реорганизацию завода, проводившуюся при участии профессора технологии Ф. Гаттенбергера. На привлечение лучших иностранных и русских мастеров Гурьев средств не жалел. Новым заведующим скульптурной палаты стал профессор С. Пименов, один из самых профессиональных мастеров своего времени.

На заводе необходимо было утвердить вошедший в моду стиль ампир. С этой задачей должны были справиться лучшие живописцы, работавшие в Севрской фарфоровой мануфактуре. При этом русский ампирный фарфор в значительной мере отличался от севрского, на то время служившего в Европе эталоном художественных достижений.

Русское фарфоровое производство не было основано на прославлении деяний императора, а отображало национальные темы и сюжеты в искусстве. К примеру, «Гурьевский» сервиз был настоящей одой народу-победителю войны за Отечество 1812 года. С такой же тематикой была выпущена целая серия «военных тарелок» с изображениями офицеров и солдат всех видов войск.

Широко распространенной стала также портретная живопись. Императорский завод взял за обычай выпуск чашек с изображением коронованных особ и самых известных деятелей тех времен. Особенно часто на таких изделиях появлялись прославленные полководцы. Помимо этого, на заводе стали выпускаться фарфоровые фигурки с подобной тематикой.

В эпоху Александра I и до конца шестидесятых годов девятнадцатого века центральное место в выпуске Императорского завода занимали вазы. Одним из излюбленных материалов, использовавшихся для декорирования, в этот период было золото. Вторая не менее важная группа изделий завода была представлена дворцовыми сервизами. В николаевскую и александровскую эпоху Императорский завод изготовил сервизы практически для всех существовавших резиденций Петербурга. Они отличались разными стилевыми видами. Среди них самым популярным стало «русское» направление.

На николаевском фарфоре мастера создавали на самом деле виртуозные живописные картины. На фарфоровых вазах этой эпохи воспроизводились известные полотна старых мастеров, таких как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Корреджо, Тициан, Мурильо и картины других художников, находившиеся в Эрмитаже. Копии, нарисованные на фарфоровых изделиях, поражали тонкостью пунктирных линий и безупречной точностью. Чистота и блеск красок и гамма подобранных цветов в полной мере соответствовали оригиналу.

Развитие получили также иконная, портретная и миниатюрная живопись. Завод получал дипломы о своем первенстве в живописи по фарфору на всемирных выставках в Вене, Париже и Лондоне.

0 комментариев
Комментировать